Леонардо да Винчи
(1452 - 1519)
великий итальянский художник и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель, архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху...
Главная В избранное
Чтение RSS
  • "Гений Ренессанса. Биография Леонардо да Винчи"

    Популярное

  •    На протяжении столетий неизменный интерес вызывало не только художественное наследие Леонардо да Винчи, но и его теоретические труды, открытия и изобретения. Источником для изучения научных воззрений Леонардо да Винчи являются так называемые кодексы, объединившие исследования ученого в области физики, химии, медицины, астрономии, анатомии, математики. Его почерк удивителен. В заметках и записных книжках он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Многие изобретения Леонардо да Винчи зафиксированы в кодексах в виде аксонометрических рисунков, сопровождающихся подробными комментариями. Сегодня кодексы да Винчи, насчитывающие около семи тысяч рукописных страниц, хранятся в музейных и частных коллекциях мира.



              Леонардо вел дневник, в котором приведено множество чертежей и рисунков придуманных им механизмов и аппаратов. Хотя изображения механизмов Леонардо имеются практически в каждом учебнике по истории и физике, далеко не все помнят, что учёный придумал летательные и военные машины, гидравлические механизмы, машины для обслуживания сцены, музыкальные инструменты и многое другое. Недавно итальянские исследователи перевели в цифровую форму эти чертежи и рисунки с последующим изготовлением компьютерных трехмерных моделей...

              В своих трудах Леонардо исследовал явления удара, свободного падения; движение тела, брошенного горизонтально; определял центры тяжести различных тел; изучал трение, волны на воде, наложение волн, резонанс; наблюдал поднятие жидкости в узких трубках (явление капиллярности); пытался определить силу света в зависимости от расстояния; открыл существование сопротивления среды и подъемную силу; выдвинул принцип физической однородности Вселенной. Он известен как конструктор различных летательных аппаратов, ткацких станков, печатных и деревообрабатывающих машин, приборов для шлифовки стекла, землеройных машин. Является автором ряда гидротехнических проектов и проектов металлургических печей.



              Одно из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль", приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление. При "расшифровке" внешне не всегда четких изображений рисунков авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, в "автомобиле" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.



              Создание «самолётов» мастер начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности, стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом пилотируемого махолета, общий вес которого должен был составлять 90 кг.




              Также в архиве Леонардо есть и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", который ввинчивается в воздух и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями, расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости.



              У Леонардо также есть чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком через хитроумные передаточные механизмы. Он настолько был уверен, что устройство полетит, что предполагал даже проводить испытания над озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула. Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам - в том числе из-за нерадивости и лени своего помощника Тедеско - "в материале" его летательные устройства не воплотились.



              Также впечатляют и военные изобретения Леонардо. К ним относятся прежде всего жуткого вида колесницы с вращающимися косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, а также устройство, которое принято называть "танком Леонардо". Этот агрегат был разработан Да Винчи в XIV столетии. Он представлял тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение с помощью передаточного механизма, соединенного с колесами. Однако заметим, что ни адская колесница, ни танк так и не были изготовлены.

              После наблюдения за сценами сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. Одной из ее составных частей являлся «зубчатый винтовой» механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу. В наши дни данный механизм находит применение при спасении людей на пожарах.



              Леонардо да Винчи с полным правом можно считать ученым-оптиком. Он посвятил много времени строению человеческого глаза, линзам и зеркалам. Однако в курсах истории оптики имя Леонардо почти не упоминается. В рукописях Леонардо описано, как простейшим способом добиться значительного увеличения с помощью двояковыпуклой линзы. Анализ рисунков и манускриптов да Винчи дает основание полагать, что оптическая схема зрительной трубы с двумя линзами была впервые предложена им примерно в 1509 году. Это более чем на 100 лет раньше аналогичного изобретения Иоганна Кеплера.



              Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета. Вначале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середие XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии. Это даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

              К началу XXI века реализовано множество проектов, которые во времена Леонардо казались полной утопией. Изобретенный им винт лег в основу конструкции вертолета, деревянный двухколесный движущийся механизм стал прототипом велосипеда. Предтечей прожекторов и софитов послужил перспектограф Леонардо.

              Это далеко не все механизмы, придуманные Леонардо.

              Исследования Леонардо да Винчи во многом опередили свое время. Во многих случаях ученым приходилось заново открывать то, что было уже открыто Леонардо.
  •  
  • Облако тэгов