Леонардо да Винчи
(1452 - 1519)
великий итальянский художник и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель, архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху...
Главная В избранное
Чтение RSS
  • "Гений Ренессанса. Биография Леонардо да Винчи"

    Популярное

  • Леонардо да Винчи.Биография.Возвращение в Милан

    Еще до окончания знаменитого картона Леонардо умер отец художника, Пьетро да Винчи, оставив заве­щание, в котором выделил незаконнорожденному, но знаменитому сыну такую же долю, как и всем прочим сыновьям. Братья Леонардо, до тех пор не напоминавшие ему о его происхождении, на этот раз сочли более удобным не дать ему ничего и преспокойно пользовались всеми доходами. Когда, наконец, дело дошло до раздела имущества, Леонардо, не слишком спешивший заявить о своих правах, потребовал принадлежавшую ему по завещанию долю. Братья заявили суду, что Леонардо, как незаконнорожденный, не имеет никаких прав на наследство, и суд, по-видимому, согласился с их мне­нием; великий художник для защиты своих прав должен (мало обращаться к разным могущественным покровителям. Один из этих покровителей, Георгий Амбуазский, дал Леонардо письмо, в котором просил флорентийскую Синьорию помочь художнику, «что будет весьма приятно королю Франции». 

         Людовик XII, действительно, в это время уже очень интересовался картинами Леонардо. Письмо, по-видимому, не имело желаемого действия: по крайней мере, Леонардо вскоре счел себя вынужденным обратиться к кардиналу Ипполито д'Эсте, горько жалуясь в особенности на одного из братьев, которого не назы­вает по имени. Не довольствуясь отцовским наследством, братья не давали Леонардо также доли, доставшейся ему в 1507 году от умершего дяди. Письмо Леонардо, на­писанное, разумеется, не на еврейский манер, как он это делал в своих манускриптах, и подписанное Leonardus Vincius pictor, грустное. 

         «Несколько дней тому на­зад,—пишет он,—я прибыл сюда из Милана (куда Лео­нардо приезжал несколько раз из Флоренции). Найдя здесь, что один мой брат отказывается исполнить заве­щание, написанное три года тому назад, перед смертью, моим отцом, я, хотя имею на своей стороне полное право, считаю, однако, необходимым, дабы не потерять в столь важном деле, просить ваше высокопреосвящен­ство о рекомендательном письме к синьору Рафаэлю Джиролами, одному из влиятельнейших наших сановни­ков, разбирающих теперь это дело; сверх того, именно ему в особенности поручено его превосходительством г. канцлером разобрать это дело и решить его оконча­тельно. Поэтому всеми силами прошу написать письмо названному синьору в таких ловких и любезных выраже­ниях, какие вы легко сумеете найти, дабы рекомендовать ему Леонардо Винчио, ревностного слугу вашего высоко­преосвященства, и попросить его не только оказать мне справедливость, но и дать благоприятное решение».

         Это язык придворного и почти униженного проси­теля, но позор тем, кто вынудил Леонардо в пятиде­сятилетнем возрасте писать такие письма кардиналам. Неизвестно, впрочем, помогли ли покровители Леонардо благоприятному решению дела, и сомнительно, чтобы предназначенная Леонардо доля могла обогатить его. В нем скорее говорил голос оскорбленного самолюбия:  в первый раз ему бросили в лицо обиду, не признав его достойным быть сыном своего отца.

         Новые огорчения пришлось испытать Леонардо вслед­ствие враждебных отношений, установившихся между ним и Микеланджело.     
         Характер Микеланджело известен. Суровый респуб­ликанец, почти стоик, пламенный патриот не только флорентийский, но итальянский, Микеланджело Буонарроти был слишком строг к другим, в особенности к тем, кто равнялся с ним в славе. Своими колоссаль­ными статуями и картинами он как будто хотел пере­расти  всех  современников.  Микеланджело  не  мог  не признавать, по крайней мере, в глубине своей художе­ственной души, великого гения Леонардо; но этот гений был ему глубоко антипатичен. Его резкой, прямой натуре были  одинаково  неприятны и мягкие переливы  света и тени, и придворные манеры Леонардо да Винчи. «Чего здесь надо этому миланскому скрипачу»,— говорил Ми­келанджело, намекая, без сомнения, на положение, ко­торое занимал Леонардо при дворе герцога Лодовико. 

         Когда Леонардо выставил, после многократных отсрочек, свой картон подле картона Микеланджело, вражда между обоими  художниками  стала  еще  сильнее.  Как  всегда бывает в подобных случаях, друзья и почитатели обоих великих людей еще более враждовали между собой, чем они сами, а главное, передавали всевозможные сплетни. Жизнь во  Флоренции,  где  остроумный  Микеланджело не  давал  ему прохода своим  сарказмом,  вскоре  стала невыносимой  для  Леонардо.  Он  чаше  стал  посещать Милан и, наконец, счел возможным последовать пригла­шению  французского  короля  Людовика  XII,  который любезно-повелительно звал его к себе.  Стоит привести целиком курьезное письмо, написанное победителем Ми­лана и Генуи властям Флорентийской республики:

         «Любезнейшие и великие друзья! Так как нам весьма необходим  художник  Леонард  Авинси,  живописец  из вашего города Флоренции, и потому, что нам необходимо заказать ему кое-какую работу, когда мы будем в Ми­лане, что случится с Божьею помощью в скором време­ни,—мы вас просим так любезно, как только можем, чтобы  вы  постарались прислать  нам  означенного  ху­дожника Леонардо и чтобы вы ему написали приехать в Милан и не тронуться с места, ожидая, пока мы ему не закажем работу. Напишите ему, чтобы он ни за что не  уезжал  из  этого  города  до  нашего  приезда,  как я сказал вашему послу, прося написать вам; и вы нам доставите огромное удовольствие,  сделав так.  Дорогие и великие друзья, наш Господь да сохранит вас».

         Разговор с флорентийским послом, о котором упо­минает  в  этом  письме  Людовик  XII,  произошел,  по рассказу самого посла, в январе 1507 года. «Все это,— пишет посол,— произошло вследствие прибытия в Блуа одной маленькой картины работы Леонардо. В разговоре с королем я спросил его величество, каких картин он хотел бы от Леонардо. Король ответил: "Несколько ма­леньких мадонн и другие, смотря по тому, что мне придет на ум. Может быть, также я закажу ему свой портрет"».

         Несмотря на такие чересчур покровительственные взгляды Людовика XII на искусство, хорошо уже и то, что он не разделял мнения большинства тогдашних парижан, ставивших Жана Парижского выше всех «загорных», то есть итальянских, живописцев. В этом случае Людовик XII вполне подчинялся мнениям Георгия Амбуазского, который был восторженным почитателем италь­янского искусства и в то же время хвастал, что может командовать «резцом Микеланджело и кистью Леонардо и Рафаэля».

         Леонардо последовал приглашению Людовика XII и прибыл в Милан, где, тотчас по приезде короля, получил титул «королевского живописца» при довольно приличном содержании.

         У Леонардо было в Милане довольно дел. Он дея­тельно занялся вопросом о проведении Мартезанского канала, причем не забывал и интересов земледелия. В одной из рукописей Леонардо обсуждает вопрос, ка­ким образом вознаградить пахотную землю и луга за воду, которая будет отведена в канал, и указывает удоб­нейшие способы копать колодцы. В то же время Лео­нардо представил проект устройства шлюзов в канале Св. Христофора. Этот проект так понравился Людови­ку ХП, что король дал Леонардо в полную собственность несколько шлюзов, но художник никогда не воспользо­вался этой концессией. В это же время Леонардо редак­тировал и иллюстрировал рисунками и чертежами по­следнюю часть книги Луки Пачоли «О божественной пропорции» — сочинения, изобилующего весьма остроум­ными арифметическими и геометрическими теоремами. Оно было посвящено еще Лодовико Моро.

         Придворный шум и интриги, окружавшие его, не­смотря  на покровительство короля  и  его  наместника Георгия Амбуазского, часто утомляли Леонардо, и он покидал на время Милан, скрываясь на вилле Ваприо у своих лучших друзей Мельци.

         Между тем, Флорентийская республика, отпустив Леонардо к Людовику XII, вдруг спохватилась и потре­бовала, чтобы художник возвратился и продолжал здеш­ние работы. Из-за этого началась целая дипломатическая переписка. О Леонардо спорили, как будто бы речь шла о целой провинции. Замечательно свидетельство миланского наместника Георгия Амбуазского, который в одном из своих писем говорит о Леонардо: «Я любил его по его произведениям. Но когда я познакомился с ним лично, я убедился, что он еще более велик, чем его слава». Это показание могущественного современника не совсем согласуется с мнением Мишле, будто Леонардо угодничал сильным мира сего.

    Между тем война не прекращалась. В 1511 году сын умершего в плену Лодовико Моро, герцог Массимилиано Сфорца, разбил французов и победоносно вступил в Ми­лан. Нечего и говорить, что Массимилиано, который ребенком часто сиживал на коленях у Леонардо, удержал художника при своем дворе и заказал ему два своих портрета. Но и он недолго удержался в Милане, и война продолжалась с переменным счастьем еще три года.

    Время было самое тяжелое для искусства. Единст­венным прибежищем оставался Рим. Леонардо собрал своих любимых учеников и, как древний пророк, оставил негостеприимный край. На первой странице одной из его рукописей есть лаконическое повествование об этом переселении: «Выехал из Милана в Рим с Джованни, Франческо Мельци, Салаи, Лоренцо и Фанфоия».

    Второй миланский период в жизни Леонардо дал мало капитальных произведений. За это время из-под его кисти появляются несколько портретов, колоссальная «Мадонна» на вилле Ваприо, луврский «Иоанн Крести­тель», которого некоторые критики считают изображе­нием Вакха, и «Иродиада», далеко превосходящая нахо­дящуюся подле нее (во Флоренции) «Мадонну» его соперника Микеланджело.

    В Риме оба художника-врага встретились в послед­ний раз.

    Путешествие из Милана в Рим было довольно про­должительно. Вазари уверяет, что обычная веселость Лео­нардо не покидала его и что он, несмотря на свои ле­та — художнику было уже шестьдесят два года — «делал разные  школьнические  глупости».  Так,  например,  «он лепил из воска животных, столь легких, что от вдува­ния в них (теплого воздуха) они поднимались и летели. Один виноградарь нашел какую-то замечательную ящери­цу; Леонардо овладел ею и сфабриковал, из чешуи дру­гих ящериц, крылья, которые прикрепил к спине и ко­торые дрожали от малейшего движения животного по причине ртути, влитой в их внутренность. Он приделал ящерице большие глаза, рога и бороду и, приручив ее, держал в клетке, откуда выпускал, пугая своих друзей. Веселый художник любил подобные изобретения и часто повторял свой опыт над внутренностями барана, которые раздувал с помощью кузнечных мехов до чудовищных размеров (это еще юношеские опыты Леонардо). Лео­нардо сравнивал с этим опытом добродетель, говоря, что она сначала занимает мало места, а потом требует огром­ного пространства. Он делал эти и подобные глупости 1,  между  прочим,  занимался  исследованием  действия

    зеркал».

    Вазари смешивает тут разные эпохи в жизни Лео­нардо; например, забава с ящерицей взята из истории ранней  юности  художника.  Не  следует  забывать,  что Вазари, хотя глубоко уважавший Леонардо, был ближай­шим  учеником  Микеланджело,  а  этот  последний  не пропускал случая поострить насчет «миланского скрипа­ча». Что касается «глупостей», то любопытно знать, как отнесся  бы  биограф  да  Винчи  к занятиям  Ньютона, который пускал мыльные пузыри, стараясь изучить при­чины их радужной окраски.

    В 1514 году римским папой и меценатом был Лев X. Не доезжая Рима, во Флоренции, Леонардо и его уче­ники были уже приняты с большим почетом братом папы, Джулиано Медичи.

    В Риме путников ожидал самый радушный прием; Лев X осыпал Леонардо похвалами и сказал ему: «Рабо­тай во славу Божию, Италии, папского престола и твою собственную».

    Леонардо, обещал взяться за работу. Но он не мог вдохновляться по заказу, а написать что-либо посредст­венное для папы не хотел. «Папы нетерпеливы,— заме­чает Арсен Гуссе,— потому что их власть в здешнем мире непродолжительна». Леонардо замышлял гранди­озный сюжет и хотел на этот раз достичь небывало­го технического совершенства, прочности красок. Опыт прошлого был поучителен: его «Тайная вечеря» на глазах самого Леонардо темнела и тускнела. Папа стал торопить художника, Леонардо временно совсем бросил кисть и лишь по усиленным просьбам одного из приближен­ных палы, Бальдассаре Турини, взял ее, чтобы написать для последнего две картины: «Мадонну с младенцем» и ребенка, изображавшее любовь. «Прекрасно, граци­озно и чудесно»,— в один голос говорят об этих картинах Вазари и Боргини. Ни одна не дошла до нас.

    Но Лев X стал терять терпение. Он опять послал к Леонардо справиться о своей картине. Чтобы написать произведение, достойное его святейшества, ответил Ле­онардо, надо «торопиться медленно». Затем он прочел посланным целую лекцию о приготовлении масла и кра­сок. В другой раз посланные папы застали Леонардо за какими-то химическими опытами. На вопрос, что он делает, художник сказал: «Я дистиллирую различные травы, стараясь получить лак более чистый, более гармо­ничный и наименее вредный для красок». Узнав об этом, папа воскликнул с досадой: «Вот человек, от которого мы никогда не добьемся толку! Он начинает как раз с того, чем надо кончить».

    Уверяли, будто, узнав об этих словах папы, Леонардо немедленно оставил Рим. Это басня, потому что в Риме Леонардо начал и окончил свое "Святое семейство": эту именно картину он готовил для Льва X. Наиболее веское доказательство дано Стендалем, который показал, что прекрасная фигура св. Катерины (она стоит за Богома­терью и читает) списана с жены Джулио Медичи, брата

    папы Льва X.

    Эта картина известна в России более, чем какое-либо иное произведение Леонардо да Винчи, так как она на­ходится в Эрмитаже и приобретена еще в прошлом веке Екатериной  П.  Об  истории  приобретения  существуют различные легендарные рассказы, из которых самый до­стоверный следующий. Картина попала во дворец гер­цогов Мантуанских. Дворец этот был разграблен немец­кими войсками, и картина исчезла без следа. Впослед­ствии  ее  нашел  каким-то  образом  аббат Сальвадори, секретарь губернатора Мантуи, графа Фирмиана. Боясь, чтобы губернатор не отнял у него картину, аббат тща­тельно скрывал ее, показывая лишь ближайшим друзьям. По смерти аббата его наследники поспешили перевезти картину в Морис, в Трентине; здесь-то ее открыли аген­ты Екатерины II, и картина была куплена для Эрмитажа. Несколько загадочная история переселения этой картины была единственной причиной, позволившей весьма мно­гим из так называемых общепризнанных ценителей ис­кусства отвергать принадлежность этой картины кисти да Винчи.  В особенности обессмертил себя известный Виардо, написавший в своей никем теперь не читаемой книге «Германские и русские музеи» следующие слова: «"Святое семейство" — это плохая страница, в которой две женщины, Мария и Катерина, срисованы по одному шаблону,  где все  безобразно, неграциозно,  наполнено гримасами (laid, disgracieux, grimacant)». Зато все нахо­дящиеся в Лувре картины, по мнению Виардо,— верх

    совершенства.

    Кроме этого луврского патриота, почти никто из критиков не решался отрицать, что оригинал картины принадлежит кисти великого художника. Многие, однако, уверяли, что в Эрмитаже находится только хорошая копия. Но хорошая копия находится в Милане, и никто не скажет, чтобы она была лучше оригинала.

    Все истинные знатоки искусства признают «Святое семейство» одним из гениальнейших произведений жи­вописи. Пассаван говорит: «Все, кто видел эту картину в галерее Эрмитажа, признают, что это дивное произве­дение. Советник Пагави нашел ее столь превосходной и столь похожей на произведения Рафаэля, что нарочно отметил ее шифром Леонардо, чтобы ее не приписали Рафаэлю».

    Этот шифр, затейливая арабеска, изображающая бук­вы Л.Д. В. (Леонардо да Винчи), ясно виден на картине. Но, по всей вероятности, его выставил сам художник; хотя не в его обычае было ставить шифры, но совер­шенно такая же арабеска находится еще на одной, уже несомненно ему принадлежавшей картине.

    «Святое семейство» было написано, по всей вероят­ности, в 1515 году.

    Стендаль пишет о «Святом семействе» с энтузиазмом. «Мария,—говорит он,—видна еn face. Она смотрит на сына с гордостью. Это одно из грандиознейших изобра­жений Богоматери, какое когда-либо существовало». Ар­сен Гуссе заходит даже слишком далеко, говоря, что «тип Рафаэля превзойден здесь на сто локтей, так как у Леонардо Богоматерь уже предчувствует в младенце Бога». О фигуре Иосифа Стендаль говорит: «Иосиф улыбается младенцу с любовью и совершенной грацией. Леонардо понимал, однако, что столь важный сюжет нельзя сделать веселым, и в этом смысле он является предшественником Корреджо». О младенце Иисусе Гуссе говорит: «Как он человечен, сколько живости, радости. Это молодая душа, ставшая душой мира, должна была находиться в богато одаренной плоти». Все эти суждения, впрочем, дают весьма слабое понятие о картине — они приведены только, чтобы показать, что и во Франции не все судят подобно Виардо.

    Если что действительно заставило Леонардо покинуть Рим, то никак не случайная нетерпеливая фраза папы Льва X. Соперничество с Микеланджело было гораздо более серьезной причиной удаления Леонардо.

         В то же время в Риме, кроме Леонардо, находились еще два равные ему гения — Микеланджело и юный Рафаэль. Первый был его врагом, второй — восторжен­ным почитателем и даже учеником, если только вели­чайший из итальянских живописцев имел учителя. Во всяком случае, Леонардо повлиял на Рафаэля гораздо глубже и в лучшем направлении, нежели сухой и резкий Перуджино.

         Еще в 1504 году, в начале знаменитого флорентий­ского поединка между Леонардо и Микеланджело, Рафа­эль нарочно примчался из Рима. Один историк расска­зывает, что Рафаэль извлек огромную пользу из соперни­чества между обоими своими великими современниками, потому что друзья и сторонники каждого из них весьма резко критиковали произведения противной стороны. Конечно, не эти сплетни и интриги развили вкус Рафаэля , у него были собственные глаза, и он был более способен, чем все флорентийские государственные со­ветники, сравнить и оценить картины Леонардо и Ми­келанджело.

         Только в самое новейшее время необычайно добросовестные, хлопотливые и талантливые исследования не­мецкого критика Поля Мюллера-Вальде выяснили вполне вопрос о весьма значительном влиянии, оказанном Лео­нардо на Рафаэля. Давно уже Арсен Гуссе сказал, что картины Леонардо, его мадонны и его рисунки «открыли Рафаэлю глаза». Значение этой случайно брошенной фразы только теперь вполне подтвердилось. Немецкий критик доказал, что многие из капитальнейших работ Рафаэля находятся в генеалогической связи с рисунками Леонардо, и главным образом теми, которые относятся еще к эпохе молодости да Винчи.

         Когда Леонардо прибыл в Рим, Рафаэль был на верху своей славы. Он принял Леонардо как лучшего друга, почти как отца, но, увлеченный своей земной любовью и неземными идеалами, слишком юный по сравнению с Леонардо, Рафаэль не мог быть его товарищем. Что касается Микеланджело, он счел прибытие Леонардо нарушением своих прав. Ему было поручено украсить фасады нескольких церквей и покрышки папских гроб­ниц, и он не терпел соперников. Повторилась флорен­тийская история; Леонардо не устоял в борьбе с полным силы противником и уступил ему место.

         Перед этим, однако, между обоми врагами произо­шло состязание, на этот раз не карандашом, а пером. Леонардо да Винчи изложил свои мнения о превосход­стве живописи над скульптурой. Вот что пишет Леонардо:

         «Скульптура есть механическое искусство. Работа скульптора чисто ручная и требует, по преимуществу, физического усилия. Живописец для того, чтобы прийти к желанной цели, должен знать все, что относится к свету и к противоположности света, то есть к окраске, рисунку, размерам тел, к изменениям цвета и формы, которым подвергается предмет, приближаясь или удаляясь от глаза наблюдате­ля; живописец должен изучать также явления движения и покоя.

         Скульптор должен заниматься единственно телами, фигурой и положением. Ему незачем заботиться об осве­щении, тенях и цветах. Знания линейной перспективы для него достаточно.

         Живопись вся — свет и вся — тень. Скульптура изо­бражает лишь известные действия света. Простой рельеф доставляет ей сам собой тени. Что удивительно в про­изведении живописца, это то, что предметы, изображае­мые живописью, как будто выдаются или выделяются с плоскости, на которой они нарисованы. Произведения скульптуры кажутся тем, чем они есть,— это простые воспроизведения того, что есть, без всякой искусственной иллюзии. Всякое человеческое произведение, основанное на опыте и осуществляемое ручным трудом, есть ремесло или механическая наука».

         Любопытно сравнить с этим мнением резкое выра­жение, сделанное от имени скульптуры противником Леонардо.

         «Живопись,— пишет Микеланджело,— если я не оши­баюсь, ценится тем более, чем она рельефнее изображает предметы, рельеф же, наоборот, ценится тем менее, чем он более похож на живопись. Поэтому я до сих пор думал, что скульптура — факел живописи и что между ними разница, как между солнцем и луной. Впрочем, на­учившись мыслить более философски, я пришел к убеж­дению, что оба искусства, стремящиеся к той же цели, равны по достоинству. Споры о преимуществе той или другой — чистая потеря времени. Я скажу еще, что автор, который вздумал дать живописи преимущество, ровно ничего не смыслит в этом деле; моя служанка луч­ше могла бы решить этот вопрос, если бы вмешалась в спор».

         В конечных своих выводах Микеланджело, разумеет­ся, прав— спор о преимуществах живописи или скульптуры едва ли имеет важное значение, хотя весьма важен затронутый Леонардо вопрос о различии между обоими искусствами. Но по этому отрывку можно судить, ка­ким тоном третировал Микеланджело своего гениального соперника. «Оба великие гения,—говорит Гуссе,—гово­рили с большей страстностью, чем истинной: ни они, ни их служанка не решили вопроса». Леонардо да Винчи, однако, говорил страстно об искусстве, а не о личностях, чего нельзя сказать о Микеланджело.

         Судя по показаниям Рио, автора «Истории христи­анского искусства», сам папа Лев X стал, наконец, враждебен Леонардо, о котором враги его говорили, что он предан французскому королю. Как нарочно, в Италии господствовала в то время настоящая галлофобия, вы­званная опасением, чтобы Флоренция и Рим не испытали участи Милана. После изгнания французов из Ломбардии итальянский шовинизм достиг крайних пределов. Фран­цузов называли вандалами, варварами; один поэт написал поэму «Изгнание нечестивых гуннов св. Львом», посвятив ее Льву X. Сам Рафаэль, которого Мишле упрекает за полный политический индифферентизм, изобразил фран­цузского короля в виде Аттилы.

         Оклеветанный, преследуемый врагами, Леонардо да Винчи решился, наконец, идти туда, где его более всего ценили. Ученик Микеланджело Вазари выясняет без вся­ких околичностей настоящие причины добровольного изгнания Леонардо.

         «Существовало,—говорит он,—весьма сильное сопер­ничество между Леонардо да Винчи и Микеландже­ло Буонарроти. Лев X призвал Микеланджело в Рим с целью выполнить фасад Сан-Лоренцо. По соглашению с герцогом Джулиано Микеланджело поспешил в Рим. Как только Леонардо узнал, что Буонарроти окончатель­но поселился в Риме, он уехал во Францию».

         В таком же роде пишет Ланци: «Винчи нашел в Буо­нарроти соперника, который мог с ним померяться и которого даже предпочитали, потому что работа Ми­келанджело всегда давала результаты, даже там, где Вин­чи (как утверждает и Вазари) нередко ограничивался одними разговорами. Известно, какая вражда возникла между ними, и Леонардо, желая обеспечить свой покой, уехал во Францию».

         Не следует забывать, что, несмотря на смерть Лю­довика XII, Леонардо постоянно продолжал числиться «живописцем короля Франции», и рыцарский, умевший ценить искусство и уважать гений, Франциск I не мог не вспомнить о «своем» живописце.

         Во время пребывания в Риме Леонардо да Винчи, кроме «Святого семейства» и одной «Мадонны», написал немного. Он занимался по обыкновению не одной жи­вописью, но и науками и, между прочим, изобрел ме­ханизм для выбивания медалей, который вошел в упо­требление в тогдашнем Риме.
  •  
  • Облако тэгов